Илоскребы нового поколения

Многие канализационные очистные сооружения имеют в своем составе отстойники с применением илоскребов. От их надежности и долговечности во многом зависит эффективность работы канализационных очистных сооружений. В свою очередь долговечность илоскребов базируется, прежде всего, на материалах, из которых они изготовлены. ОАО «Дзержинский водоканал» обладает опытом применения не дорогих, легких и при этом химически стойких илоскребов, изготовленных с приоритетным применением композитных материалов.

По состоянию на 2009 год на очистных сооружениях г.Дзержинска Нижегородской области эксплуатировались илоскребы типа ИПР-30 по типовому проекту 902-2-85 из стали марок ст3 и ст20. Несмотря на ежегодные работы по восстановлению защитного лакокрасочного покрытия, затраты на постоянные ремонты и замену подводных и надводных элементов илоскребов и других узлов отстойника в связи с коррозионным износом в результате агрессивного воздействия сточных вод, а так же механическим износом были очень высоки.

При решении вопроса о реконструкции илоскребов и других элементов первичных отстойников было рассмотрено  несколько вариантов илоскребов в разных ценовых категорях. В результате наиболее интересным был определен вариант создания облегченной конструкции путем приоритетного применения стеклопластика.

Ввиду отсутствия на тот момент готовых предложений по композитным илоскребам, к работе был привлечен партнер Водоканала – инжиниринговая компания ООО «ЭкоТехнологии», имеющая положительный опыт работы по изготовлению стеклопластиковых конструкций.

В процессе предпроектной проработки были проанализированы все достоинства и недостатки илоскребов типовых конструкций, проблемы их эксплуатации, учтены пожелания Водоканала к специфике их работы. В результате было принято решение о создании модернизированной конструкции илоскреба ИПР-30 и вспомогательных элементов отстойника на основе композитных материалов.

Конструкторская документация была разработана в 2-месячный срок. Новые конструкционные узлы разрабатывались на основе пожеланий Водоканала с приоритетами в в части автоматизации работы отстойников, продолжительного срока службы всех элементов, качества сбора осадка со дна и мусора с водной поверхности отстойника, а также отсутствием протечек при работе погружного оборудования. В процессе плановой реконструкции пяти илоскребов первичных отстойников, были реализованы все инновационные конструкторские решения, в результате чего общий вес всей конструкции нового илоскреба снизился с 12 до 3тонн.

Материалы, из которых были изготовлены илоскребы и другие элементы отстойника – на 95%  - стеклопластиковые. Нержавеющая сталь применялась лишь в некоторых наиболее нагруженных узлах. Такое решение было продиктовано стремлением к дополнительному увеличению запаса прочности наиболее ответственных узлов. И это не смотря на то, что ООО «ЭкоТехнологии» обладает техническими решениями, позволяющими полностью уйти от применения нержавеющих материалов в узлах (за исключением талрепов).  Покраска стеклопластиковых узлов и деталей проводилась с применением эпоксидного покрытия, окрашенного в цвет  «металлик». При этом покраска имеет в основном декоративное значение.

Приводная тележка поворотной части илоскреба оснащена приводом, управляемым частотным регулятором, что позволяет при минимальных массово-габаритных характеристиках плавно подбирать необходимый скоростной технологический режим работы илоскреба в отличие от старой конструкции, где для выбора нужных скоростей работы был необходим подбор комплекта тяжелых зубчатых колес. Во избежание проскальзывания колес приводной тележки, применен механизм очистки дорожки вращающейся щеткой, привод которой активируется в ручном режиме на пульте управления в операторской.

Разработано несколько вариантов системы управления разного уровня сложности, из которых реализован вариант с набольшим набором функций (Вариант 4).

Вариант 1. Ручное управление – всеми механизмами управляет оператор с кнопочного пульта управления из операторской или на улице. В шкафе управления реализована защита от короткого замыкания (по причинам перегрева двигателя, перефазировки или неполнофазного режима).

Вариант 2.  К Варианту 1 добавлена функция автоматического пуска (по таймеру)

Вариант 3. К Варианту 2 добавлена функция обмена данными с диспетчерским пунктом по цифровым каналам связи. По данному варианту система может быть укомплектована GSM-модемом для передачи SMSоб аварийных ситуациях на заданные телефонные номера.

Вариант 4. К Варианту 3 добавлена возможность объединения в единую систему до 8 илоскребов, управления задвижками с электоприводом, насосным оборудованием в количестве до 4 шт. Возможна как последовательная работа всех агрегатов и механизмов (илоскребов, задвижек, насосных агрегатов), так и индивидуальное расписание для каждого устройства. Система контролирует время работы каждого агрегата и по необходимости меняет роли «основной/резервный» для выравнивания моторесурса.

При изготовлении шкафа управления использованы комплектующие мировых лидеров в изготовлении электроустановочных компонентов.  Применены шкафы из полиэстера, которые сохраняют эксплуатационные характеристики в условиях агрессивной среды длительное время.

В ходе эксплуатации, начиная с 2009 года, стеклопластиковые узлы и детали илоскребов показали свою механическую и химическую стойкость к веществам, содержащимся в сточной жидкости и осадке. В течение всего времени эксплуатации ежегодно  производилась плановая остановка поочередно всех отстойников с целью осмотра состояния подводных и надводных элементов. Результаты проверки показали, что все  новые элементы, начиная с болтов и заканчивая сложными узлами, успешно выдерживают оказываемое на них воздействие без каких-либо повреждений включая эпоксидное покрытие. В результате, начиная с 2009г. по сегодняшний день, не проводилось ни одного ремонта или технического обслуживания данных илоскребов и других элементов отстойника.

С начала эксплуатации к качеству сбора осадка со дна и мусора с водной поверхности отстойника вопросов не возникает.

По результатам эксплуатации спроектированных, собранных и смонтированных специалистами ООО «ЭкоТехнологии» илоскребов можно с уверенностью говорить, что данное оборудование можно считать исключительно долговечным, а учитывая тот факт, что их цена близка к цене илоскребов из «черного» металла, вполне можно утверждать, что у данной технологии есть будущее.

Фотографии

Комментарии

Добавить комментарий